Краснова Татьяна Евгеньевна

Персональный сайт старшего воспитателя

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды


Методические рекомендации по созданию  развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

В связи реализацией ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, другим людям, себе самому.

Согласно Стандарту, создаваемая в ДОО образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивать открытость ДО;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – РППС.                                                                                                            

РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта.  Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду ППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. 

 В связи с введением ФГОС ДО вопрос создания ППС сегодня особенно актуален. Каковы же направления преобразования РППС?

 Первое направление – построение ППС с учетом тематического принципа построения образовательного процесса. При создании ППС в каждой возрастной группе педагог тему, соответствующую тематическому плану. В различных центрах группы должны быть представлены материалы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. 

Именно в е рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие, коррекционные и обучающие задачи.

 Второе направление – создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и т.д.). Поэтому, в каждой группе должны быть созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование; игровой деятельности — через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, игры со строительным материалом, игры-этюды и др.) и игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные и др.); изобразительной деятельности – через лепку, рисование, аппликацию; и т.д.

 Третье направление – создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках НОД, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).  Создавая ППС в группе, педагог должен четко понимать возможность представленных материалов в решении запланированных психологопедагогических задач: какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материалами дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли действовать самостоятельно, даже не обладая достаточными субъектным опытом по её планированию и реализации замыслов, т.е. реализовать индивидуально-дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.

 Четвертое направление – создание ППС интегрированных видов деятельности детей. Одна из задач психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, но необходимо психологическое сопровождение. В связи с этим одним из подходов к созданию ППС группы стала идея реализации интегрированных видов деятельности детей. При этом интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух или более видов детской деятельности (или их разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием. 

Принципы построения предметно-развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому).

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности — позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования — даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей — позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Требования к РППС (ФГОС ДО п. 3.3.)

п.3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

п.3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

п.3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; — учет возрастных особенностей детей.

п.3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

п.3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность среды предполагает:
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании РППС 

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения ЗУН к формированию личности ребёнка и созданию условий для реализации её потенциала. Среда должна выступать в качестве эффективного механизма развития способностей ребёнка.

Учет индивидуальных особенностей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике.  Образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности.

Образовательная среда ДОО может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность.

Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а сточки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.

При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.

Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки, в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться.

Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки.

Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух. 

В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики.  У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.

Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

Наполнение развивающей среды  в соответствии с образовательными областями

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

  • социально-коммуникативное
  • познавательное
  • речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое

Виды деятельности дошкольника (игра, общение, познавательно-исследовательская и др.) в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание ВОП, сужает варианты развития игры и пр.

Принимая во внимание особенности детей раннего и дошкольного возраста, характеристики ведущих видов деятельности (предметной и игровой), создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечивается интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов.

Создание соответствующей среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного общения, сотрудничества и партнерства педагога и воспитанников.

Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе. ФГОС ДО определяет конкретное содержание каждой образовательной области.

В группе детского сада должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. В частности, крупногабаритные наборы типа «Кухня», «парикмахерская», «Магазин» и т.д. рекомендуется заменить открытыми полками, на которых можно разместить коробки (контейнеры) с атрибутами для разных игр. Допускается использовать компактные наборы на колесиках, которые можно перемещать. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, безопасным с психологической точки зрения (не перегружено объектами).

При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.

При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки так и соответствующее оборудование, дидактический материал. 

При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом поможет Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 N 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности – игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • дидактические качества – игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представление о цвете, форме и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые

электрифицированные и электронные игры и игрушки;

  • принадлежность к изделиям художественных промыслов – эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности. Это игрушки, которые:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); v вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайцы и т.д.);
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящими за компетенцию детского возраста.

Предлагаемая классификация игрушек и дидактических материалов на основе образовательных областей, представленная в приложении, позволит педагогам сориентироваться в их многообразии, сделать обоснованный выбор и оптимально, без перенасыщения наполнить среду (примерная классификация современных игрушек прилагается).

Обеспечение вариативности развивающей среды

Вариативность развивающей среды ДОО обусловлена спецификой её деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими        характеристиками,        предпочтениями, возможностями и т.п.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени и т.п.

Согласно ФГОС ДО вариативность – одна из важнейших характеристик РППС, которая предполагает наличие в ДОО или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе, а так же от ДОО к начальной школе.

К сожалению, для большинства современных детских садов актуальна проблема «похожести», «одинаковости» всех групповых помещений, что не соответствует вышеизложенным положениям.

При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

  • возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
  • особенности развития игровой деятельности (каждый этап процесса имеет свою специфику);
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);
  • особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);
  • специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи или задачи в рамках инновационной деятельности);
  • особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).

Вариативность РППС может быть обеспечена за счет включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание: М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штаенера (Вальдорфская педагогика), М.Н. Поляковой, Н.М. Крыловой, Н.А. Коротковой, Т.Н. Дороновой и др.

Насыщенность образовательной среды  и её психологическая безопасность

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должно обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

Объективная насыщенность образовательной среды зависит также и от специфики ООП, реализуемой в д/саду. 

Важным положением ФГОС ДО являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность, которая обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка.  Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.

Личное пространство среды формируется на основе оказываемого ею объективного влияния и субъективных возможностей преобразования. Именно в личном пространстве среды формируется опыт отделения от людей и предметов, обретения независимости и самостоятельности, осознания собственной индивидуальности. Активное восприятие среды позволяет личности ранжировать её компоненты в зависимости от их субъективной значимости.

Ключевыми психологическими характеристиками среды как пространства личности выступают территориальность, телесный комфорт и безопасность, личные вещи, возможность реализовывать вкусовые и временные предпочтения. Доктор психологических наук С.К. Нартова-Бочавер указывает на то, что окружающая среда должна обеспечить ребенку чувства места, переживания пространства ДОО как своего, близкого и безопасного. Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого ребенка

(телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и др.). правильно организованная с точки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, предоставляет возможность психологической релаксации.

Персонифицированные шкафчики, столы, кровати повышают чувство привязанности воспитанника к окружающему пространству, дают возможность выделить персональную территорию. Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка. Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и доверительности тех отношений, в которые ребенок вступает.

Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно), но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника. Еще один аспект личностного восприятия среды – персональные вещи – своеобразные символы личности, способ презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также являются маркерами интимной территории.

Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом и т.п.).

Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой:

  • допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;
  • стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.

Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.       

Компоненты психологически безопасности образовательной среды:

  • продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;
  • свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;
  • реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении;
  • ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сенситивные периоды развития и возрастные задачи развития;
  • компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;
  • компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка;
  • поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрений).

Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия со многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.

В ФГОС ДО закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребёнка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребенка. Субъект-субъектные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.

В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект-субъектных связях, отмечаются вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации; взаимная активность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности в предметной среде, достижение совместных результатов.

Согласно Стандарту РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

РППС может оптимизировать (улучшать) взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих её потенциал:

  • направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
  • многофункциональность – условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;
  • неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели;
  • динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности, и пр.

Для ДОО должны быть характерны сотрудничество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.