Краснова Татьяна Евгеньевна

Персональный сайт старшего воспитателя

Содержание РППС по образовательным областям


Познавательное развитие

Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитатели подобрали и разместили в нем комнатные растения, требующие разных способов ухода (в соответствии с возрастом детей), приготовили необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, кисточки, щёточки,  пульверизаторы.

В раннем возрасте имеется также центр воды и песка с набором водоплавающих игрушек, песочными наборами; центр сенсорики и мелкой моторики.

В центрах природы размещаются детские поделки из природного материала, гербарии, экспонаты природы, икебаны, настольно-печатные развивающие тематические игры, наглядный материал, тематические лэпбуки, гармонично расставленные на полках. С подгруппой дошкольников здесь воспитатели проводят  наблюдения, простые опыты и образовательную деятельность природоведческого характера.

Здесь же во всех группах имеется развивающее пособие «Сезонное дерево», кукла в одежде по сезону, муляжи фруктов, овощей, ягод; фигурки диких и домашних животных с детёнышами.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или центр экспериментирования, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и            т. д. Микроскопы, стаканчик-лупа, глобус, лабораторное оборудование (мензурки, весы и прочее), мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Тут дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

В центрах математики представлен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно- печатные игры: логические таблицы, лабиринты, геометрическая мозаика; игры для развития логического мышления: Уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, Геоконт, «Танграм», занимательные бизиборды, конструкторы, рамки-вкладыши и др.; игры на составление целого из частей; домино «Цвет и форма», деревянные пазлы «Дроби-фигуры», «Фигуры» (методика развития Монтессори); наглядно-дидактические пособия «Цифры», «Формы и фигуры». Имеются также и современные развивающие игры для развития образного мышления: обучающие пособия- планшеты «Логико-малыш» с набором карточек «Математика»: «Проекции», «Время, часы, календарь»;  «Измерения», «Алгоритмы»,  «Морские задачки», «Композиции», « Ракурсы», «Первый десяток от 1 до 10», «Второй десяток от 10 до 20», «Сравнение множеств», « Натуральный ряд», « Сохранение количества», « Состав числа от 5 до 10», «Счёт от 1 до 6»,  «Состав числа от 1 до 10», «Измерения»; подвижные развивающие игры VAY TOY: «Форма. Цвет. Размер»; «Логика»; математические лэпбуки.  Все они интересны и занимательны.

В подготовительной группе имеется также уголок будущего первоклассника.

Здесь находятся игровые и развивающие пособие, позволяющие ребёнку приблизится к смене социального статуса с «дошкольника» на «школьник»

На территории ДОУ имеется уголок леса. Здесь дошкольники могут ознакомится с разнообразием растительного мира, узнать о родине произрастания некоторых видов деревьев, правилах поведения в лесу; научатся различать съедобные и ядовитые грибы (по баннеру).

Речевое развитие

Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей.

В группах представлены:

· картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

· материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.

· дидактический игры (на составление слов из слогов, составление простого предложения, на умение находить место звука в слове).

· книги для чтения (в соответствии с возрастом детей).

· кассы с буквами.

· пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.

· альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние и дикие животные, птицы, деревья и кустарники, одежда, обувь, игрушки,  овощи-фрукты-ягоды-грибы, времена года, занятия людей и пр.) .

· лото, домино по изучаемым лексическим темам, дидактические и настольные игры.

· книги раскраски по изучаемым темам.

· игры по развитию связной речи детей.

— зеркало;

— игры на развитие речевого дыхания.

Также во всех группах в центре книги и  речевого развития находится сказочный персонаж. Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Воспитание и развитие дошкольников происходит эффективнее, если для этого созданы определённые условия не только в помещениях группы, но и на территории ДОУ. Именно поэтому, большое значение педагогический коллектив уделяет развитию и совершенствованию РППС на участке в летнее время как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Речевое развитие предполагает решение таких задач дошкольного образования как овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой культуры, а также развитие речевого творчества. Для решения вышеназванных задач, педагогами было решено создать на территории детского сада «Поляну сказок». Сказки- это бесценное сокровище для развития ребёнка. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, играет большую роль и в эстетическом развитии дошкольников, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. На нашей «Поляне сказок», ребёнка ждут образы многих любимых героев, и дети, которые огромное количество раз слушали про них, рады «встретиться» с ними, как-бы наяву: Баба Яга, золотая рыбка, теремок, медведь, лиса, три богатыря, кот учёный и др.

Социально-коммуникативное развитие

В группах выделены центры игры— зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье», «Школа» и т.д. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Для организации игры имеются тематические напольные ширмы, которые также являются и маркерами игрового пространства. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Игрушки обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Игрушки используются группой воспитанников, а также взрослого и ребенка, строятся коллективные постройки, совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством.

Центры безопасности дорожного движения интересны в первую очередь мальчикам. Они оснащены необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольные коврики с разметкой улиц и дорог.

Работая в центрах краеведения, патриотических центрах, дети изучают семью, родной город Павлово, Нижегородский край, а это основа воспитания патриотизма. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о семье и родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, педагоги постарались подобрать интересный материал и преподносят его доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Оборудование уголков по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя:

  • Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья», «Родословное древо», «Мой детский сад», «Павлово в прошлом и настоящем» и т. д.
  • Фотоальбомы о достопримечательностях города: «Природа родного края», Промышленность нашего города», «Культурные центры нашего города» и т. д.
  • Фотоальбомы о столице нашей Родины, о природе России, о центральных городах России и их достопримечательностях, о разных странах и континентах и т. д.
  • Символика России (Флаг, герб, гимн), карта мира, глобус
  • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
  • Макеты русской избы, Павловского лимона, автобуса ПАЗ
  • Настольные игры и наглядно-дидактические пособия «Как наши предки выращивали хлеб», «Как наши предки шили одежду», «Славянская семья: родство и занятия», «Инструменты домашнего мастера».

Также в группах имеются центры труда, представленные уголками дежурства (по занятиям, по уголку природы, по столовой); набором игровых комплектов:  «Чистюля», «Маленький мастер», «Мастер на час» и др.; игровыми атрибутами-гладильная доска,  утюг, игрушечные совочек и щётка для подметания; инструментами для ухода за комнатными растениями, выносным материалом для труда.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют не только эмоциональному, но и  интеллектуальному развитию воспитанников.

Художественно-эстетическое развитие

Театрализованный центр – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрепощаются, раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Здесь размещаются напольные и настольные ширмы, маски сказочных персонажей, разнообразные виды театра (кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый, настольный, теневой, театр ростовых кукол, кукол на гапите, ложковый театр , театр БИ-БА-БО и другие.

Педагоги вместе с воспитанниками в ходе творческих мастерских готовят элементы костюмов, афиши, билеты, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Хорошо организованные музыкальные центры, соседствующие с театрализованными, способствуют поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеет оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.

В музыкальных зонах представлены:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор­ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

· с хроматическим рядом, диатоническим  рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

· с фиксированной мелодией (шарманки, ор­ганчики);

· с одним фиксированным звуком (дудки):

· шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы, музыкальные коробочки и др.)

· звенящие (треугольники, бубенцы, колокольчики)

· русские народные музыкальные инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, колокольчики, балалайка, гармошка, коробочки и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначе­ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы­кальных способностей, знакомства с элемен­тами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» и пособию Новоскольцевой, Каплуновой «Удивительный ритм»); наглядные пособия (портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальные инструменты (духовые, язычково-клавишные, струнные, ударные и др.), иллюстрации к песенкам для слушания и пения; мнемотаблицы, схемы музыкально-ритмических движений и танцев; настольные музыкально-дидактические игры по возрасту, куб эмоций, зеркало; атрибуты для МРД (султанчики, ленточки, листочки, цветочки, снежинки и пр. в соответствии с решаемой задачей и временем года)

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео­кассеты, видеодиски).

Для центров творчества отведены самые светлые, хорошо освещенные в группе места. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом в соответствии с возрастом детей. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, сангина, цветные карандаши, фломастеры, глина, пластилин, тесто для лепки, цветная бумага и картон, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стендах «Вот как мы умеем», «Наши работы», «Наши руки-не для скуки», к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуются персональные выставки работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

Центры конструирования, хотя и сосредоточены в одном месте и занимают немного пространства, достаточно мобильны. Практичность их состоит в том, что легкие перегородки-тумбы на колёсиках, легко перемещаются в любое место. Содержимое центра (конструкторы разного вида (пластмассовые, металлические), кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде). Здесь же для плоскостного моделирования в наличии счётные палочки, геометрическая мозаика, плоскостной геометрический материал, игровой материал для обыгрывания построек (игрушечные автомобили, деревья, здания)

На территории ДОУ имеется также Летний театр, где дошкольники проявляют свои творческие исполнительские способности.

Физическое развитие

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда.

В нашем детском саду она носит развивающий характер, разнообразна, динамична, трансформируема, полифункциональна.

При проектировании центра здоровья, способствующего как развитию двигательной активности воспитанников, формированию здорового образа жизни детей дошкольников, мы учли следующие факторы:

1) индивидуальные социально-психологические особенности детей;

2) особенности их эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

4) особенности физического развития и здоровья детей.

В группах имеется нестандартное оборудование, сделанное руками родителей и педагогов. Нестандартное оборудование позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придает необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество.

Нестандартное оборудование является многофункциональным, удовлетворяет принципу гибкого зонирования, позволяет учитывать половые и возрастные особенности детей.

Отвечает санитарно-гигиеническим, анатомо-физиологическим, психологическим и эстетическим требованиям и нормам.

Созданная пространственно-развивающая среда позволяет нам организовать разнообразные формы оздоровительной работы. Здесь находится спортивный инвентарь (скакалки, мячи, гимнастические палки, гантели, обручи), материал для обще-развивающих упражнений (листочки, ленточки, снежинки, кубики, платочки и пр.); наглядно-дидактический материал («Зимние и летние виды спорта»,  «Как устроен человек» «Спорт», «Азбука здоровья», «Расскажите детям об олимпийских чемпионах»,  «Расскажите детям об Олимпийских играх» «Тело человека», «Полезная и вредная еда» и др., настольные тематические игры (в т.ч. игры валеологической направленности).

Данные центры пользуется популярностью у детей, поскольку реализуют их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.