Краснова Татьяна Евгеньевна

Персональный сайт старшего воспитателя

Глоссарий по дошкольному образованию


Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Активность (в психологии развития) – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активность субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте. Основные формы активности, рассматриваемые в психологии развития, – это деятельность и поведение субъекта, а также его общение с другими людьми. Различные формы активности ребенка служат движущей силой его психического развития. Снижение уровня активности (пассивность) приводит к замедлению или искажению развития.

Амплификация — обогащение детского развития.

Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования  – обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования —  это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая:

1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности;

2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Вариативность среды  —  наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. 3 признака ведущего вида деятельности (выделены А.Н. Леонтьевым): 1. В форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. 2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (например, в игре – творческое воображение). 3. От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности. Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. В период младенчества ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым; в раннем детстве – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игра, в младшем школьном возрасте – учебная деятельность, и. т.д.

Взаимодействие – процесс воздействия различных предметов, явлений действительности друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, обусловливающий изменения в них. Понятие взаимодействия используется для характеристики действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной работы. Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе образовательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Возрастная адекватность дошкольного образования — один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации. Доступность среды  — доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Гендерное воспитание – это формирование социальных ролей для мужчины и женщины, это целенаправленный, организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от их биологического пола

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, направленное на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов. Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются: потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне осознанную человеческом цель; операция — это способ осуществления действия.

Дополнительное образование– вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

Дошкольное детство — гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

Дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Двигательная форма активности ребенка — овладение основными движениями.

Единство образовательного пространства – обеспечение единой законодательной и нормативно-правовой базы в области образования, совокупности преемственных основных образовательных программ различных уровней образования, скоординированности образовательных программ одного уровня образования в различных регионах Российской Федерации. Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

Зона актуального развития – уровень развития, проявляющийся в индивидуальной самостоятельной деятельности ребенка. То, что ребенок может сделать самостоятельно, без чьей-либо помощи, указывает на уровень его актуального развития.

Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. «Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). То, что ребенок может сделать с помощью взрослого и с пониманием того, что он делает, и указывает на зону его ближайшего развития.

Игровая деятельность — сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.

Изобразительная форма активности ребенка — рисование, лепка, аппликация.

Индивидуализация образования — поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Индивидуализация дошкольного образования — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Интеграция – объединение в единое целое отдельных частей

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его состояние потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают образование детей.

Качество результата деятельности учреждения – соответствие итога цели деятельности учреждения, сформированной на основе его специфики, типа, вида, профиля, образовательных и социальных потребностей населения, потенциала учреждения, государственных нормативов.

Коммуникация (от англ. communikate – сообщать, передавать) – целенаправленный процесс, который включает: — осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества; — передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения; — обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата

Коммуникативная деятельность — общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Компетентность (по отношению к ребенку) – важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.

Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разносторонне развитие детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Комплексно-тематическое – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Комплекс (от лат.complexus — связь, сочетание) – совокупность, соединение. Тематическое — посвященное какой-нибудь одной теме.

Коррекция развития ребёнка – (лат.«correction» переводится как «поправка, частичное исправление или изменение»). Термин «коррекция развития» означает совокупность специальных воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Коррекционная работа  — обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Культурные практики ребёнка – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это также – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельно

Материально-техническое обеспечение программы — учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Механизмы развития ребенка — общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.

Моделирование – один из теоретических методов научного познания; воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект называется моделью.

Мониторинг качества образования – систематическая и регулярная процедура сбора данных по важнейшим образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях (С.Е. Шишова, В.А. Кальней).

Мониторинг образовательный – процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. (А.С. Белкин).

Музыкальная форма активности ребенка — восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Новообразование психологическое– 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Л.С. Выготский).

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. Образовательные области дошкольного образования:  социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная среда — совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста — предметно-пространственная развивающая образовательная среда;                 характер взаимодействия со взрослыми;  характер взаимодействия с другими детьми;  система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основные характеристики дошкольного образования  — объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Образовательный процесс – совокупность обучающего, воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Общая культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.

Особые образовательные потребности – индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

 Открытость образования– основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования, способствующий качественным изменениям в деятельности ДОО. Выражается в переходе организаций в режим открытости (открытости к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытость для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) и исследования новых качественных изменений соответствующих насущным потребностям детей, родителей, педагогов.

Отношения в сфере образования (образовательные отношения) – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Партнёрство (англ. partnership; нем. Partnerschaft) – совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели.

Парциальная образовательная программа– программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

 Педагогическая система – определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (В.П. Беспалько).

Педагогические условия– это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

Педагогическая диагностика  — оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно-исследовательская деятельность — исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Полифункциональность  материалов — разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования  — это  связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Произвольность – способность к сознательной целенаправленности поведения и деятельности на основе опережающего психического отражения. Произвольность поведения – способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Профессиональная компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Профессиональные компетентности – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав

Психологическая диагностика развития детей — выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.

Развитие – 1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; 2) процесс качественной смены норм мышления и деятельности, переход от одних, менее совершенных социокультурных форм, к другим, более совершенным 3) сложный неравномерный процесс поэтапного созревания и постепенного усложнения личности и ее психических функций. Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения

Развивающая образовательная среда — система условий социализации и индивидуализации детей.  Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.

Результат деятельности учреждения – совокупный итог, объективное изменение ситуации в обществе и образовании, в качествах и свойствах личности, в среде, в динамике собственного развития, сопряженные с целью деятельности учреждения; это степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и др.)

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рефлексия – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний; осознание себя в собственной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Совместная деятельность детей и взрослых – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Социализация (от лат. socialis — общественный) – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми

Социально-коммуникативное развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социальный интеллект – способность понимать намерения, чувства и эмоциональное состояние человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям.

Социокультурные нормы – регулятивы нормативного поведения. В связи с тем, что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы, их выполнение может порождать разные формы поведения. Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго – отклоняющимся, или девиантным.

Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

Средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Субъект– человек на высшем уровне активности (практической деятельности, общения, поведения, познания, созерцание и других видов специфически человеческой активности). Субъект образования – не просто исполнитель, а автор своей деятельности. Важнейшая характеристика образования состоит в возможности для личности в образовательном процессе встать в субъектную позицию

Творчество – 1) деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; 2) создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; 3) процесс создания субъективных ценностей

Трансформируемость пространства  — изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения

Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Художественно-эстетическое развитие  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Целостная картина мира – совокупность результатов познавательной деятельности человека. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. «Картину мира» принято рассматривать как систему «пространств», отражающие смысловые отношения субъекта с миром: — «физическое пространство» отношений к окружающей природной и рукотворной среде; — «социальное пространство» отношений к другим людям; — «моральное пространство» норм и ценностей; — «личностное пространство» отношений к себе.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

 Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.